icon-rss-large

www.price-service.ru |

RSS


Оценка транспортных средств (ТС)

Содержание:

Введение.

1. Виды стоимости.

2. Основы экспертизы и оценки. Подходы к оценке.

3. Расчет стоимости восстановительного ремонта автомототранспортных средств.

3.1. Определение объёма и технологии ремонта АМТС.

3.2. Определение затрат на ремонт автомототранспортных средств.

3.3. Определение величины трудовых затрат и накладных расходов.

3.4. Определение стоимости материалов и запчастей.

3.5. Особенности расчета стоимости ремонта для гарантийных и находящихся на фирменном обслуживании АМТС.

3.6. Экономическая целесообразность ремонта АМТС.

3.7. Расчет стоимости годных остатков АМТС.

3.8. Расчет стоимости аварийных АМТС, не подлежащих восстановительному ремонту.

4. Определение стоимости автомототранспортных средств и их комплектующих.

4.1. Определение стоимости сравнительным подходом.

4.2. Определение стоимости затратным подходом.

4.2.1. Определение стоимости воспроизводства.

4.2.2. Корректировка стоимости объектов оценки, оснащенных дополнительным оборудованием.

4.2.3.Учет естественного физического износа при оценке стоимости.

4.2.4.Учет аварийного физического износа при оценке стоимости.

4.2.5.Учет функционального износа и экономического устаревания при оценке стоимости.

4.2.6.Предельное значение снижения стоимости за счет износа.

4.3.Определение стоимости доходным подходом.

4.3.1.Определение итоговой величины стоимости.

5.Расчет величины материального ущерба, полученного в результате дорожно-транспортного происшествия автомобилем ТОЙОТА АЛЛЕКС.

5.1. Оценка физического износа.

5.2. Расчет величины физического износа.

5.3. Заключение о методах и способах восстановительного ремонта транспортного средства.

Заключение.

Литература.

Приложение 1.

Введение

Согласно п.7 ст. 12 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности» и п.2 «Правила организации и проведения независимой технической экспертизы транспортного средства при решении вопроса о выплате страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства» (далее правила ОСГО) целью проведения независимой технической экспертизы транспортного средства является установление следующих обстоятельств, влияющих на выплату страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства:

- наличие и характер технических повреждений транспортного средства;

- причины возникновения технических повреждений транспортного средства;

- технология, объем и стоимость ремонта транспортного средства.

Согласно ст. 3 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», целью оценочной деятельности является установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости.

Цели оценки машин, оборудования и транспортных средств:

1.Передача прав собственности - обоснованная рыночная стоимость:

-покупка/продажа объекта;

-безвозмездное получение объекта;

-передача объекта в аренду.

2.Финансирование (при кредитовании под залог имущества, привлечении инвесторов) - обоснованная рыночная стоимость при продолжающемся использовании, стоимость при упорядоченной или ускоренной ликвидации.

3.Страхование (определение величины страховой суммы) - полная стоимость воспроизводства или замещения за вычетом износа, рыночная стоимость при перемещении.

4.Лизинг - обоснованная рыночная стоимость при продолжающемся использовании, стоимость при упорядоченной или ускоренной ликвидации.

5.Создание компании (определение вклада в уставной капитал), реструктуризация - обоснованная рыночная стоимость установленного оборудования, обоснованная рыночная стоимость при перемещении.

6.Аллокация покупной цены (распределение цены при покупке имущественного комплекса, выделение цены для определенного объекта) -обоснованная рыночная стоимость в пользовании.

7.Исследование осуществимости проектов - все виды стоимости (в зависимости от обстоятельств).

 

Целью данной курсовой работы является расчет величины материального ущерба, полученного в результате дорожно-транспортного происшествия автомобилем ТОЙОТА АЛЛЕКС.

Задачей курсового проекта является закрепление полученных теоретических знаний в рамках дисциплины «Оценка стоимости машин, оборудования и транспортных средств» на практике.

1. Виды стоимости

В законе об оценочной деятельности и в стандартах оценки определены основные виды стоимости, все остальные стоимости отнесены к специальным видам.

Рыночная стоимость - определена статьёй 3 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» следующим образом: "...под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:

-одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;

-стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;

-объект оценки представлен на открытый рынок в форме публичной оферты;

-цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;

-платеж за объект оценки выражен в денежной форме".

В статье 7 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установлено следующее правило для определения стоимости, "по умолчанию": "В случае, если в нормативном правовом акте, содержащем требование обязательного проведения оценки какого-либо объекта оценки, либо в договоре об оценке...не определен конкретный вид стоимости..., установлению подлежит рыночная стоимость данного объекта.

Указанное правило подлежит применению и в случае использования в нормативном правовом акте не предусмотренных настоящим Федеральным законом или стандартами оценки терминов, определяющих вид стоимости объекта оценки, в том числе терминов «действительная стоимость», «разумная стоимость», «эквивалентная стоимость», «реальная стоимость» и других."

Стандартами оценки в пункте 4 определены следующие виды стоимости объекта оценки, отличные от рыночной стоимости:

Стоимость объекта оценки с ограниченным рынком - стоимость объекта оценки, продажа которого на открытом рынке невозможна или требует дополнительных затрат по сравнению с затратами, необходимыми для продажи свободно обращающихся на рынке товаров.

Стоимость воспроизводства объекта оценки - сумма затрат в рыночных ценах, существующих на дату проведения оценки, на создание объекта, идентичного объекту оценки, с применением идентичных материалов и технологий, с учетом износа объекта оценки.

Стоимость замещения объекта оценки - сумма затрат на создание объекта, аналогичного объекту оценки, в рыночных ценах, существующих на дату проведения оценки, с учетом износа объекта оценки.

Стоимость объекта оценки при существующем использовании - стоимость объекта оценки, определяемая исходя из существующих условий и цели его использования.

Инвестиционная стоимость объекта оценки - стоимость объекта оценки, определяемая исходя из его доходности для конкретного лица при заданных инвестиционных целях.

Стоимость объекта оценки для целей налогообложения - стоимость объекта оценки, определяемая для исчисления налоговой базы и рассчитываемая в соответствии с положениями нормативных правовых актов (в том числе инвентаризационная стоимость).

Ликвидационная стоимость объекта оценки - стоимость объекта оценки в случае, если объект оценки должен быть отчужден в срок меньше обычного срока экспозиции аналогичных объектов.

Утилизационная стоимость объекта оценки - стоимость объекта оценки, равная рыночной стоимости материалов, которые она в себя включает, с учетом затрат на утилизацию объекта оценки.”

Остальные виды стоимости отведены законом об оценочной деятельности к "специальным” видам стоимости.

Специальная стоимость объекта оценки – согласно Стандарту оценки – является "стоимость, для определения которой в договоре об оценке или нормативном правовом акте оговариваются условия, не включенные в понятие рыночной или иной стоимости, указанной в настоящих Стандартах оценки.”

Примером специальной стоимости могут служить приведенные ниже стоимости.

Стоимость ремонта (восстановления) транспортного средства - рыночная стоимость устранения повреждений транспортного средства, включающая в себя трудовые и материальные затраты, накладные расходы, налоги и другие обязательные платежи, а также прибыль.

Балансовая стоимость - полные затраты на приобретение объекта, включая транспортные расходы, отражаемые в балансе организации и принимаемые по правилам учета основных средств.

Итоговая величина стоимости - согласно п.13 Стандартов оценки – величина стоимости объекта оценки, полученная как итог обоснованного оценщиком обобщения результатов расчетов стоимости объекта оценки при использовании различных подходов к оценке и методов оценки.

2. Основы экспертизы и оценки. Подходы к оценке

Согласно п.15 Постановления Правительства РФ от 24 апреля 2003 года № 238 «Об организации независимой технической экспертизы транспортных средств» и правил ОСГО, нормативные, методические и другие документы, используемые при проведении экспертизы, утверждаются совместно федеральными органами исполнительной власти, на которые возложено государственное регулирование в области транспорта, в области юстиции и в области внутренних дел.

Согласно п.18 Постановления Правительства Российской Федерации от 06 июля 2001г. №519 "Об утверждении стандартов оценки" (далее Стандарты оценки), оценщик при проведении оценки обязан использовать (или обосновать отказ от использования) затратный, сравнительный и доходный подходы к оценке. Оценщик вправе самостоятельно определить в рамках каждого из подходов к оценке конкретные методы оценки. При этом учитывается объем и достоверность рыночной информации, доступной для использования того или иного метода.

Сравнительный подход – совокупность методов оценки стоимости объекта оценки (объекта), основанных на сравнении объекта оценки с аналогичными объектами, в отношении которых имеется информация о ценах сделок с ними.

Затратный подход - совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении затрат, необходимых для восстановления либо замещения объекта оценки, с учетом его износа.

Доходный подход - совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении ожидаемых доходов от объекта оценки.

Все разновидности оцениваемых стоимостей в своей основе имеют рыночную стоимость в том или ином виде и, в конечном итоге, их можно представить в качестве результата преобразования рыночной стоимости. Следовательно, при определении рыночной стоимости автомототранспортных средств, отличной от рыночной, следует руководствоваться теми же методическими основами (принципами), которые применяются при определении рыночной стоимости, при этом учитывая специфические особенности этих стоимостей.

Прирасчете рыночной стоимости автомототранспортных средств и стоимости их ремонта следует руководствоваться следующими методическими основами (принципами):

-принцип полезности: рыночную стоимость имеют объекты оценки, способные удовлетворять конкретные потребности пользователя в течение определенного периода времени;

-принцип спроса и предложения: рыночная стоимость объекта оценки зависит от спроса и предложения на рынке и характера конкуренции продавцов и покупателей;

-принцип замещения: рыночная стоимость объекта оценки не может превышать наиболее вероятные затраты на приобретение объекта эквивалентной полезности;

-принцип изменения: рыночная стоимость объекта оценки изменяется во времени и определяется на конкретную дату;

-принцип внешнего влияния: рыночная стоимость объекта оценки зависит от внешних факторов, определяющих условия их использования, например, обусловленных действием рыночной инфраструктуры, международного и национального законодательства, политикой государства в области автомототранспортных средств, возможностью и степенью правовой защиты и других;

-принцип ожидания: рыночная стоимость объекта оценки зависит от ожидаемой величины, продолжительности и вероятности получения доходов (выгод), которые могут быть получены за определенный период времени при наиболее эффективном его использовании; этот принцип обязательно учитывается на стадии проектирования.

3.Расчет стоимости восстановительного ремонта автомототранспортных средств

3.1. Определение объёма и технологии ремонта АМТС

Способ, вид, технология и объем ремонтных работ определяются экспертом в зависимости от характера и степени повреждения АМТС его отдельных узлов, агрегатов и деталей с учетом необходимости проведения сопутствующих работ по разборке, дефектовке, сборке, регулировке, подгонке, окраске, антикоррозийной обработке и т.д., в соответствии с технологией ремонта, установленной предприятием-изготовителем автомототранспортного средства.

При определении объема окрасочных работ эксперт должен исходить из необходимости полной (а не частичной) окраски всех замененных и подвергшихся сварке, рихтовке, правке, окрашиваемых деталей до видимой линии их раздела с сопряженной деталью, а также сопряженных деталей, если их окрашенная поверхность повреждается в результате соединения сваркой. Частичная окраска возможна только по рекомендации завода-изготовителя.

Эксперт принимает решение о замене агрегата, узла, детали только при экономической нецелесообразности или технической невозможности их восстановления, руководствуясь требованиями нормативных документов, действующих в Российской Федерации и технической документацией предприятий-изготовителей АМТС, регламентирующих нормативы технического состояния и безопасности эксплуатации.

Решению о замене дорогостоящих комплектующих изделий (двигателя, коробки передач, раздаточной коробки, коробки отбора мощности, ведущих мостов, межосевых дифференциалов, колесных редукторов, рулевого механизма, гидроусилителя руля, топливного насоса высокого давления, а для специального и специализированного транспорта - агрегатов и механизмов, размещенных на шасси базового АМТС и т.п.), как правило, должна предшествовать их дефектовка с разборкой.

Замена кузова, кабины АМТС назначается в том случае, если их ремонт экономически нецелесообразен или они не соответствуют требованиям на приемку кузовов, кабин в ремонт.

3.2. Определение затрат на ремонт автомототранспортных средств

При оценке и расчетестоимости восстановительного ремонта (далее ремонта) АМТС используются затратный и сравнительный подходы.

Затратный подход используется для составления калькуляции (сметы) на ремонтные работы.

Сравнительный подход применяется при определении рыночной стоимости материалов, комплектующих изделий, энергии, трудовых затрат и стоимости других ресурсов, привлекаемых для ремонта АМТС.

Расчет стоимости (величины затрат) ремонта (устранение повреждений и дефектов) АМТС определяется по формуле:

Срем = Сраб + См + Сзч, руб. (3.1)

где:

Срем - величина затрат на ремонт, руб.;

Сраб - стоимость трудовых затрат и накладных расходов, руб.;

См - стоимость материалов, руб.;

Сзч - стоимость запасных частей, руб.;

3.3. Определение величины трудовых затрат и накладных расходов

Стоимость трудовых затрат и накладных расходов ремонтных работ по устранению повреждений и дефектов АМТС (Сраб) определяется на основании:

-установленных предприятием-изготовителем АМТС нормативов трудоемкостей (если на какие-либо виды работ нормативы не установлены, то допускается использование норм времени, определенных экспертным путем);

-рыночной стоимости нормо-часа работ в данном регионе на дату оценки с учетом типа, модели и возраста АМТС;

по формуле:

Сраб = Траб х Снч, руб., (3.2)

где:

Траб – трудоемкость работ, нормо-часов;

Снч – рыночная стоимость нормо-часа, руб.

3.4. Определение стоимости материалов и запчастей

Стоимость запасных частей, материалов, применяемых для восстановительного ремонта определяется по рыночной стоимости сложившейся в данном регионе на момент оценки с учетом типа, модели и возраста АМТС.

3.5. Особенности расчета стоимости ремонта для гарантийных и находящихся на фирменном обслуживании АМТС

При определениии расчетестоимости восстановительного ремонта для поврежденного АМТС, находящегося на гарантии должны быть учтены все расходы на восстановление АМТС до такого состояния, которое отвечает требованиям предприятия-изготовителя для возобновления им гарантийных обязательств.

Для АМТС, которые находятся на гарантийном обслуживании, а после гарантийного периода ремонтировались и обслуживались только у официального дилера или на фирменном СТОА, что имеет документальное подтверждение, стоимость запасных частей, материалов и нормо-часов по видам ремонтных работ, независимо от срока эксплуатации АМТС, определяется по ценам этого официального дилера или фирменного СТОА.

3.6. Экономическая целесообразность ремонта АМТС

В случае, если стоимость ремонта (Срем) равна или превышает 75% стоимости АМТС до аварии (Сда), то очевидно, что ремонтировать АМТС нецелесообразно по экономическим соображениям, так как расходы на устранение превышают прирост полезности и стоимости объекта.

То есть, если:

0,75 х Сда <= Срем , (3.3)

где:

Сда - доаварийная стоимость АМТС, руб.;

Срем - величина затрат на ремонт, руб.

3.7. Расчет стоимости годных остатков АМТС

Как отмечалось ранее, если по экономическим соображениям ремонтировать АМТС нецелесообразно, то в этом случае стоимость АМТС принимается равной стоимости его годных (ликвидных) остатков.

Стоимость годных остатков АМТС рассчитывается двумя подходами:

-сравнительным подходом путем определение стоимости АМТС на рынке аварийных АМТС;

-затратным подходом, как суммарную стоимость исправных деталей, узлов и агрегатов аварийного АМТС, годных к дальнейшей реализации (далее годные запчасти) и утилизационной стоимости деталей, узлов и агрегатов, непригодных к реализации (утилизационные остатки) за вычетом стоимости затрат на разборку АМТС, дефектовку и продажу запчастей, а также утилизацию нереализованных остатков АМТС.

Доходный подход не применяется так как в данном случае доходов от объекта оценки не ожидается.

3.8. Расчет стоимости аварийных АМТС, не подлежащих восстановительному ремонту

При определении рыночной стоимости аварийных АМТС, не подлежащих восстановлению, применяется сравнительный подход, если в регионе есть развитой рынок аварийных АМТС. В случае отсутствия в регионе развитого рынка аварийных АМТС, рассчитывается стоимость годных к реализации запчастей и утилизационных остатков.

4. Определение стоимости автомототранспортных средств и их комплектующих.

4.1. Определение стоимости сравнительным подходом

Сравнительный подход – совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на сравнении объекта оценки с аналогичными объектами, в отношении которых имеется информация о ценах сделок с ними.

Сравнительный подход наиболее предпочтителен по сравнению с другими подходами при определении рыночной стоимости АМТС и их комплектующих крупносерийного и массового производства, имеющих, как правило, развитой рынок, что дает возможность оценщику выбрать достаточное по статистическим критериям количество аналогов. Сравнительный подход наиболее эффективен при использовании различных статистических методов.

В соответствии с пунктом 16. стандартов оценки «...оценщик определяет и анализирует рынок, к которому относится объект оценки, его историю, текущую конъюнктуру и тенденции, а также аналоги объекта оценки и обосновывает их выбор...». Для анализа рынка используются методы математической статистики. При определении рыночной стоимости объекта оценки обычно используется следующая информация:

-цены сделок купли-продаж;

-цены из справочно-аналитических изданий;

-цены из периодических изданий и прайс-листов.

Полученную информацию обрабатывают с помощью различных статистических методов (корреляционный, дисперсионный, регрессионный анализы и т.п.) с целью определения статистических зависимостей между ценой объекта оценки и параметрами, влияющими на цену.

Наиболее предпочтительной информацией, с точки зрения достоверности, являются цены сделок купли-продаж. Однако, такая информация является малодоступной, поэтому, в основном, используются цены справочно-аналитических и периодических изданий, прайс-листов, скорректированные должным образом при помощи соответствующих методик.

Для определения рыночной стоимости АМТС и их комплектующих необходимо сформировать банк данных по стоимости аналогичных объектов оценки путем подбора аналогов и приведения их стоимости в сопоставимый вид путем ввода корректирующих поправок в виде коэффициентов или надбавок (скидок) к стоимости.

Используют следующие виды поправок:

на техническую сопоставимость;

на различия в условиях продажи;

на временную сопоставимость;

на различие в комплектации.

Для определения величины поправки используются соотношения между ценами и параметрами объекта оценки.

Поправки на техническую сопоставимость:

-типоразмер (мощность двигателя, грузоподъемность, пассажировместимость и т.п.);

-возраст;

-техническое состояние;

-износ.

Внесение поправок на различия в условиях продаж означает приведение цен всех найденных аналогов к единым коммерческим условиям продаж. Различают следующие виды поправок:

-на торг;

-на сроки поставки;

-на условия платежа (авансовые платежи, платеж наличными, платеж в рассрочку, кредит, платеж в смешанной форме)

Поправка на временную сопоставимость. Величина поправки определяется с помощью индексов или трендов. Желательно, чтобы дата продажи была максимально приближена по времени к моменту оценки.

4.2. Определение стоимости затратным подходом

Затратный подход - совокупность методов оценки и расчетастоимости объекта оценки, основанных на определении затрат, необходимых для восстановительного ремонта либо замещения объекта оценки, с учетом его износа.

Затратный подход наиболее успешно используется при оценке переоборудованных, эксклюзивных, раритетных АМТС, их комплектующих. Кроме того, затратный подход успешно используется при определении стоимости объектов, имеющих незначительные повреждения (дефекты) или имеющих дополнительное оборудование или при отсутствии некоторых элементов базовой комплектации (некомплектность).

Стоимость объектов оценки определяется затратным подходом с помощью следующих методов:

-поэлементный (поагрегатный) расчет;

-индексации цен;

-расчет по цене однородного объекта.

Суть определения стоимости АМТС, их комплектующих с помощью индексации цен заключается в приведении стоимости объектов к действующему уровню цен с помощью корректирующих индексов.

Поагрегатный (поэлементный) расчет используется в тех случаях, когда оцениваемый объект может быть собран из составных элементов.

Расчет стоимости по цене однородного объекта производят с помощью подбора для оцениваемого объекта аналогичного, похожего по конструкции, используемым материалам и технологии изготовления.

Предполагают, что себестоимость изготовления аналогичного объекта близка к себестоимости изготовления оцениваемого и формируется под влиянием общих для данных объектов оценки производственных факторов.

При оценке АМТС, их комплектующих по цене однородного объекта вначале необходимо определить стоимость воспроизводства нового аналогичного объекта, т.е. сумму затрат в рыночных ценах, существующих на дату проведения оценки, на создание нового объекта, идентичного объекту оценки, с применением идентичных материалов и технологий. Затем полученная стоимость корректируется с учетом физического износа, стоимости устранения аварийных дефектов, функционального износа и экономического устаревания, дополнительной утраты товарной стоимости:

 

Сt = Ц0 –Сфиз – Сдеф – Сф – Сэ – УТС, руб., (4.1)

 

где:

Сt – рыночная стоимость АМТС, руб.;

Ц0 – стоимость воспроизводства нового аналогичного АМТС, руб.;

Сфиз – утрата стоимости из-за естественного физического износа, руб.;

Сдеф – стоимость устранения аварийных дефектов, руб;

Сф – потеря стоимости из-за функционального износа, руб.;

Сэ – потеря стоимости из-за экономического устаревания, руб.;

УТС – дополнительная утрата товарной стоимости, руб.

4.2.1. Определение стоимости воспроизводства

В качестве стоимости воспроизводства нового объекта оценки выпуск которого не прекращен (Ц0) принимается рыночная стоимость нового аналогичного объекта (Ц0а) соответствующей комплектации:

 

Ц0 = Ц0а ± Ском ± Соб, руб., (4.2)

 

где: Ц0 - стоимость воспроизводства нового объекта оценки, руб.;

Ц0а – рыночная стоимость нового аналогичного объекта, руб.;

Ском – стоимость дополнительной комплектации, руб;

Соб – стоимость дополнительного оборудования, руб.

 

Стоимость воспроизводства нового объекта оценки, снятого с производства (Ц01), рекомендуется определять, используя цену нового объекта этой модели в последний месяц выпуска, приведенную к расчетному периоду:

 

Ц01 = Ц0а2 х Кпр, руб., (4.3)

 

где: Ц01- стоимость воспроизводства нового объекта оценки, снятого с производства, руб.;

Ц0а2 - цена нового объекта этой модели в последний месяц выпуска по состоянию на последний месяц выпуска, руб.;

Кпр - коэффициент приведения к расчетному периоду или коэффициент индексации.

4.2.2. Корректировка стоимости объектов оценки, оснащенных дополнительным оборудованием

При наличии на объекте оценки дополнительного оборудования, приспособлений, не входящих в стандартную комплектацию, необходимо учесть стоимость установленного оборудования и затраты по его установке. Стоимость дополнительного оборудования, приспособлений рассчитывается с учетом их индивидуального износа.

4.2.3.Учет естественного физического износа при оценке стоимости

Применительно к оценке объекта износ (И) означает потерю стоимости объекта оценки вследствие:

-его эксплуатации или длительного хранения (физический износ);

-развития научно-технического прогресса, приведшего к выпуску более совершенных конструкций (функциональный износ);

-коренного изменения макроэкономической ситуации (экономическое устаревание).

Величина износа определяется по формуле:

С0 - Сt

И = --------- х 100%, проценты, (4.4)

С0

где:

И – величина износа, оцениваемого объекта, проценты;

С0 – стоимость нового объекта на момент оценки, руб.;

Сt – стоимость оцениваемого объекта на момент оценки, руб.

Очевидно, что величина износа не может превышать 100%:

И<= 100% , (4.5)

а для работоспособного объекта величина износа, как правило, не превышает 95%:

Ир <= 95% . (4.6)

Различают три вида износа:

-физический износ (Ифиз), который может быть естественным или аварийным;

-функциональное устаревание (моральный износ) (Имор) ;

-экономическое (внешнее) устаревание (Иэк).

Следовательно, износ объекта оценки можно представить в виде суммы трех видов износа:

И = Ифиз + Имор + Иэк, проценты, (4.7)

где:

Ифиз - естественный физический износ, проценты;

Имор – моральный износ, проценты;

Иэк - экономическое устаривание, проценты.

Кроме того, износ подразделяется на:

-устранимый - износ, который возможно исправить технически и целесообразно экономически;

-неустранимый - износ, который невозможно устранить из-за конструктивных особенностей объекта или нецелесообразно устранять по экономическим соображениям, так как расходы на устранение превышают прирост полезности и стоимости объекта.

Физическим износом объекта называется изменение размеров, формы или состояния поверхностей, физико-механических, химических, электротехнических свойств материалов в процессе эксплуатации, аварии или длительного хранения. Физический износ вызывает частичную или полную потерю работоспособности объекта или его привлекательности и, как следствие, означает частичную или полную потерю стоимости объекта.

Естественным (нормальным) физическим износом, называют износ, который возникает при правильной (с соблюдением рекомендаций завода-изготовителя) эксплуатации или хранении объекта.

В случае, если не определен конкретный вид физического износа, то "по умолчанию" подразумевается естественный физический износ. Способом устранения физического износа является ремонт.

Стоимость объекта оценки в общем виде определяется по формуле:

 

Сt = Ц0а ± Соб ± Ском – Сфиз – Сдеф – Сф – Сэ – УТС, руб. (4.8),

 

где: Сt – рыночная стоимость объекта оценки, руб.;

Ц0а – рыночная стоимость нового аналогичного объекта, руб.;

Соб – стоимость дополнительного оборудования, руб.;

Ском – стоимость дополнительной комплектации, руб.;

Сфиз – утрата стоимости из-за естественного физического износа, руб.;

Сдеф – стоимость устранения аварийных дефектов, руб;

Сф – потеря стоимости из-за функционального устаревания, руб.;

Сэ – потеря стоимости из-за экономического устаревания, руб.;

УТС – дополнительная утрата товарной стоимости, руб.

 

В простейшем случае, когда объект оценки не имеет дополнительного оборудования и не имеет отклонений по комплектации по сравнению с новым аналогичным, а также отсутствуют аварийные дефекты и признаки функционального и экономического устаревания, то есть справедливы равенства:

 

Соб = Ском = Сдеф = Сф = Сэ = УТС=0, (4.9)

 

и, следовательно, на изменение в расчете стоимости объекта оценки оказывают влияние только его естественный физический износ и при этом не выявлено замен или ремонтадорогостоящих комплектующих изделий, то формула (3.4) упростится и примет вид:

 

Сt = Ц0а – Сфиз, руб. (4.10),

 

Учитывая, что: Сфиз = Ц0а х Ифиз /100%, руб., (4.11)

 

после подстановки выражения получаем:

 

Сt = Ц0а – Ц0а х Ифиз /100%), руб., (4.12)

 

или: Сt = Ц0а х (1 – Ифиз /100%), руб., (4.13)

 

Введем понятие коэффициент физического износа (Кфиз):

Кфиз = (1 – Ифиз /100%). (4.14)

 

после подстановки выражения получаем:

 

Сt = Ц0а х Кфиз, руб. (4.15)

 

Расчет стоимости объекта оценки в случае замены или ремонта в процессе эксплуатации дорогостоящих комплектующих изделий корректируется с учетом разницы в стоимости заменяемых (ремонтируемых) комплектующих изделий, а также затрат на их замену и дополнительных затрат на утилизацию непригодных к дальнейшему использованию замененных комплектующих изделий.

4.2.4.Учет аварийного физического износа при оценке стоимости

Аварийным физическим износом называют износ, возникший в результате нештатной ситуации (ДТП, аварии и т.п.) в результате которой объект получил повреждение.

Для определения стоимости объекта оценки с учетом аварийного физического износа сначала определяют его стоимость в исправном состоянии (доаварийная стоимость), как правило, сравнительным подходом, а затем корректируют ее на величину затрат по устранению аварийных дефектов, повреждений и на величину дополнительной утраты товарной стоимости:

 

Сав = Сда - Срем - УТС, руб., (4.16)

 

где: Сав - стоимость аварийного АМТС, руб;

Сда - доаварийная стоимость АМТС, руб;

Срем - величина затрат на ремонт, руб;

УТС - дополнительная утрата стоимости, руб.

4.2.5.Учет функционального износа и экономического устаревания при оценке стоимости

Функциональным устареванием (моральным износом) называется потеря стоимости объекта, вызванная появлением новых конструктивно более совершенных аналогичных объектов. Способом устранения функционального устаривания является модернизация объекта.

Экономическое (внешнее) устаревание - потеря стоимости, обусловленная влиянием внешних макроэкономических факторов. Оно может быть вызвано общеэкономическими и внутриотраслевыми изменениями, приводящими к резкому, катастрофическому падению спроса на определенные объекты (например, катастрофическое падение спроса и цен в 90-х годах на грузовые автомобили ЗИЛ-130 и ГАЗ-53). Экономическое устаревание является неустранимым видом износа.

Объект оценки может быть уценен по признаку функционального и экономического устаревания суммарно до 10%. Полученная стоимость может быть снижена дополнительно в диапазоне от 5 до 30%, если на момент осмотра прекращен его выпуск, и еще дополнительно до 15% в случае прекращения выпуска запасных частей для этого объекта.

При принятии окончательного решения о величине снижения стоимости объект оценки необходимо учитывать реальные цены на вторичном рынке.

4.2.6.Предельное значение снижения стоимости за счет износа

Расчетная стоимость объект оценки с учетом всех перечисленных выше видов износа (физического, функционального и экономического) не должна быть меньше стоимости его годных остатков.

4.3.Определение стоимости доходным подходом

Доходный подход - совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении ожидаемых доходов от объекта оценки.

Этот подход в основном используется для оценки предприятий, производственных комплексов и других объектов бизнеса. В связи с тем, что доходы дает только конкретное производство, то доходный подход малоэффективен при оценке отдельных видов средств труда, включая АМТС, которые, как правило, являются элементами производства. Очевидно, что для серийно выпускаемых объектов оценки, включая АМТС и их комплектующие, широко представленных на рынке, степень эффективности использования таких объектов не отражается на их рыночной стоимости. Доходный подход дает хорошие результаты при оценке стоимости проектируемых АМТС и их комплектующих.

При определение стоимости объекта оценки доходным подходом вначале рассчитывается чистый доход от эксплуатации всего комплекса, включающего объект оценки, а затем выделяют из суммы чистого дохода ту ее долю, которая непосредственно создается объектом оценки. После этого по этой части дохода определяют стоимость самого объекта оценки.

Применение доходного подхода требует соблюдения принципа наиболее эффективного использования производственного объекта, в соответствии с которым стоимость объекта оценки определяется для такого варианта эксплуатации, когда отдача от него максимальная, в том числе, при условии дополнения его какими-либо устройствами или агрегатами. В этом случае оценку стоимости осуществляют с учетом этого дооснащения.

4.3.1.Определение итоговой величины стоимости

Согласно пунктам №№ 18-20 Стандартов оценки:

-оценщик на основе полученных в рамках каждого из подходов к оценке результатов определяет итоговую величину стоимости объекта оценки;

-итоговая величина должна быть выражена в рублях в виде единой величины, если в договоре об оценке не предусмотрено иное;

-итоговая величина может быть признана рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если с даты составления отчета об оценке до даты совершения сделки с объектом оценки или даты представления публичной оферты прошло не более 6 месяцев.

 

Руководствуясь полученными знаниями, проведем оценку вероятной величины причиненного ущерба транспортному средству, а именно, автомобилю ТОЙОТА АЛЛЕКС.

Произведем расчет величины материального ущерба, полученного в результате дорожно-транспортного происшествия автомобилем ТОЙОТА АЛЛЕКС, регистрационный номер К ХХХ КО 54, год выпуска 2002 г.

Расчет выполнен в соответствии с существующей нормативной базой, а также профессиональным опытом и компетенцией оценщика.

При расчете использованы средневзвешенные значения стоимости норма/часа, сложившиеся для данной группы транспортных средств и рыночные цены на запасные части предъявленного транспортного средства в г. Новосибирске.

5.Расчет величины материального ущерба, полученного в результате дорожно-транспортного происшествия автомобилем ТОЙОТА АЛЛЕКС

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Цель оценки

Определение величины материального ущерба

Назначение оценки

Возмещение материального ущерба владельцу поврежденного транспортного средства

Дата проведения оценки

26.08.2009 г.

Объект оценки

автомобиль

Паспортные данные транспортного средства

Марка

ТОЙОТА АЛЛЕКС

Регистрационный номер

К ХХХ КО 54

Идентификационный номер

Н/О

Год выпуска

2002

Пробег (по спидометру)

91894

Номер двигателя

1NZ-A623278

Номер кузова

NZE121-5044718

Номер шасси

Н/О

Цвет кузова

ЧЕРНЫЙ

Паспорт ТС (свидетельство о регистрации ТС)

54 СК 075009

Подходы и методы определение величины материального ущерба при восстановление поврежденного автотранспортного средства.

Расчет величины материального ущерба выполняется в рамках затратного подхода с применением методических указаний руководящего документа РД37.015.009 – 98с изменениями и дополнениями № 1,2,3.

Стоимость восстановления (величина затрат на ремонт) поврежденного автотранспортного средства складывается из стоимости работ (Вр) с учетом предусмотренных надбавок или скидок, стоимости использованных в процессе восстановления основных материалов (Вм) и стоимости устанавливаемых на транспортное средство деталей (Вд), запасных частей.

Стоимость восстановительных работ определяется на основании установленных предприятием-изготовителем нормативов трудоемкостей технического обслуживания (ТО) и ремонта (ТР) автотранспортных средств (АМТС), средневзвешенной стоимости нормо-часа работ по ТО и ремонту АМТС данного типа сложившимися в регионе с учетом предусмотренных надбавок или скидок.

Средневзвешенная стоимость нормо-часа устанавливается на основе анализа стоимости выполнения работ по ТО и ремонту АМТС отечественного и иностранного производства на станциях технического обслуживания г. Новосибирска и утверждается совещанием правления Новосибирской городской общественной организацией «Объединение автоэкспертов».

Стоимость заменяемых запасных частей и комплектующих принимается с учетом процента износа и среднего уровня цен, сложившимися в регионе.

Средневзвешенная стоимость нормо-часа устанавливается на основе анализа стоимости выполнения работ по ТО и ремонту АМТС отечественного и иностранного производства на станциях технического обслуживания г. Новосибирска и утверждается совещанием правления Новосибирской городской общественной организацией «Объединение автоэкспертов».

Стоимость заменяемых запасных частей и комплектующих принимается по прейскурантам предприятия-изготовителя с учетом процента износа и среднего уровня цен, сложившимися в регионе.

Стоимость материалов принимается по средней величине стоимостей, сложившихся в регионе.

В случае определения размера компенсации за восстановление поврежденного АМТС (Кв) учитывается его частичное обновление при замене поврежденных деталей с расчетным процентом износа (Итр) на новые.

Расчет ведется по формуле:

Кв = Вр + Вм + Вд х Итр

 

Способ, виды и объем ремонтных работ (операций) определяются в зависимости от характера и степени повреждения отдельных деталей с учетом необходимости проведения сопутствующих работ по разборке, регулировке, подгонке, окраске, антикоррозийной обработке в соответствии с технологией, установленной предприятием – изготовителем транспортного средства.

Ремонт № 1 – выправление повреждений в легкодоступных местах (до 20 % площади поверхности).

Ремонт № 2 – выправление повреждений со сваркой или Ремонт № 1 на поверхности, деформированная площадь которой доходит до 50 % элемента.

Ремонт № 3 – выправление повреждений со вскрытием, сваркой, частичной реставрацией и с применением пайки или наполнителей, при деформации до 30 % поверхности элемента.

Ремонт № 4 – Ремонт № 3 при деформации свыше 30% поверхности элемента.

Замена – операция, которая выполняется при технической невозможности или экономической нецелесообразности восстановления (ремонта) поврежденного элемента, руководствуясь требованиями нормативных документов, действующих в Российской Федерации, и технической документацией предприятий – изготовителей транспортных средств, регламентирующих нормативы технического состояния и безопасности эксплуатации. Решению о замене двигателя, коробки передач, раздаточной коробки (коробки отбора мощности), ведущих мостов, межосевых дифференциалов, колесных редукторов, рулевого механизма, гидроусилителя руля, топливного насоса высокого давления; а для специализированного транспорта – агрегатов и механизмов, размещенных на шасси базового траспортного средства, должна предшествовать, как правило, их дефектовка с разборкой. Замена кузова легкового автомобиля, автобуса, кабины грузового автомобиля назначается в том случае, если они не соответствуют требованиям на приемку кузовов в ремонт (РД 37.009.024) или его ремонт экономически нецелесообразен.

Перекос проема – нарушение геометрических параметров различных проемов кузова сверх допустимого размера (боковые двери, ветровые окна).

Несложный перекос кузова – повреждение с нарушением геометрических параметров проемов капота или крышки багажника (двери задка), сверх допустимого размера без нарушения геометрии основания кузова,

дверных и оконных проемов, за исключением зазоров дверей с передними или задними крыльями.

Средний перекос кузоваодновременное нарушение геометрических параметров проемов капота и крышки багажника (двери задка) или повреждение кузова с нарушением геометрических параметров передних или задних лонжеронов сверх допустимых размеров без нарушения геометрии каркаса салона (для переднеприводных автомобилей учитывается перекосы только задних лонжеронов).

Сложный перекос кузова - одновременное нарушение геометрических параметров передних и задних лонжеронов или повреждения кузова с нарушением геометрических параметров передних и задних лонжеронов и каркаса салона или только передних лонжеронов для переднеприводных автомобилей.

Особо сложный перекос кузова - нарушение геометрических параметров передних и задних лонжеронов и каркаса салона.

Окраска – включает подготовительные работы и полную окраску замененных или подвергшихся ремонту деталей до видимой линии их раздела с сопряженной деталью, а также сопряженных деталей, если их окрашенная поверхность повреждается в результате соединения сваркой.

Скрытые, внутренние дефекты - дефекты, которые не могут быть выявлены при визуальном осмотре, но существует предположение о их наличие, фиксируются в акте осмотра, но не включаются в стоимость восстановления до подтверждения предположения непосредственным разбором узла, агрегата, или заказ-нарядом на выполненные работы по устранению повреждения (затраты на дефектовку узла, агрегата могут быть включены в стоимость восстановления).

При назначении объема окрасочных работ необходимо исходить из полной (а не частичной) окраски всех замененных и подвергшихся сварке, рихтовке, правке окрашиваемых деталей до видимой линии их раздела с сопряженной деталью, а также сопряженных деталей, если их окрашенная поверхность повреждается в результате соединения сваркой, возможна частичная окраска в соответствии с рекомендациями изготовителя, справочником Lackierung и т.п. Если в соответствии с требованиями окраске подлежит более 50% наружной окрашиваемой поверхности транспортного средства, должна быть назначена полная наружная окраска всего транспортного средства.

При органолептическом методе определения технического состояния транспортного средства и объема восстановительных работ не всегда имеется возможность выявить причины некоторых дефектов на внутренних деталях агрегатов и узлов трансмиссии или силового агрегата, а также скрытых деталях кузова или кабины. В таких случаях все предположения по скрытым повреждениям должны быть зафиксированы в акте осмотра, но не включены в стоимость восстановления до подтверждения предположения непосредственным осмотром разобранного узла, агрегата или заказом-нарядом на выполненные работы по устранению повреждения.

Стоимость ремонта деталей, узлов, агрегатов АМТС не должна превышать суммарной стоимости новых запчастей и стоимости работ по их замене. В случае, если расчетная величина ущерба превышает среднюю рыночную стоимость АМТС на момент причинения ущерба, величина ущерба принимается равной средней рыночной стоимости АМТС.

5.1. Оценка физического износа

В общем случае физический износ машин в целом может быть определен как снижение потребительских свойств в зависимости от наработки.

Расчетный физический износ (Итр.) транспортного средства определен в соответствии с методическим руководством РД 37.009.015 – 98 по формуле:

 

И тр. = (И1 x Пф + И2x Дф) x А2 x А3 x А4 (1)

где:

И1- показатель износа транспортного средства по пробегу (в % на 1000 км пробега);

Пф– пробег фактический на день осмотра (в тыс. км, с точностью до одного десятичного знака) с начала эксплуатации или после капитального ремонта;

И2– показатель старения по сроку службы (в % за 1 год) в зависимости от интенсивности эксплуатации; приведен в Приложении К;

Дф– фактический срок службы (в годах, с точностью до одного десятичного знака) с начала эксплуатации или после капитального ремонта;

А2 – коэффициент корректирования износа в зависимости от природно-климатических условий (таблица 2,3);

А3 – коэффициент корректирования износа в зависимости от экологического состояния окружающей среды (таблица 4,5);

А4 – коэффициент корректирования износа, учитывающий тип региона, в котором эксплуатировалось АМТС (таблица 6).

Значения показателей износа, нормативных пробегов и корректирующих коэффициентов, используемые в формуле, приведены в Приложении И, К.

 

Расчет величины материального ущерба

5.2. Расчет величины физического износа

На момент оценки транспортное средство имело пробег по спидометру равный 91894 км. (Акт осмотра транспортного средства № 1194от 26.08.2009 г.). Для целей данного отчета расчет физического износа выполнен на основании РД 37.009.015 –98.

 

Коэффициенты

И1

Пф

И2

Дф

А2

А3

А4

И тр.

Значения

0,3

91,894

0,89

6,0

1,12

1,07

1,075

42,394976

5.3. Заключение о методах и способах восстановительного ремонта транспортного средства

Составлено на основании Акта № 1194 осмотра транспортного средства от 26.08.2009 г.

 

Стоимость нормо/часа установлена:

На слесарные работы – 800 руб.

Кузовные– 800 руб.

Окрасочные– 1100 руб.

 

Расчетная величина материального ущерба (с учетом износа), на момент оценки составила:

 

19 604 руб. 00 коп.

(ДЕВЯТНАДЦАТЬ тысяч ШЕСТЬСОТ ЧЕТЫРЕ рубля 00 копеек)

 

Расчетная величина материального ущерба (без учета износа), на момент оценки составила:

 

13 492 руб. 00 коп.

(ТРИНАДЦАТЬ тысяч ЧЕТЫРЕСТА ДЕВЯНОСТО ДВА рубля 00 копеек)

Заключение

На примере автотранспортного средства ТОЙОТА АЛЛЕКС был произведен расчет величины материального ущерба, полученного в результате дорожно-транспортного происшествия.

Расчет выполнен в соответствии с существующей нормативной базой. При расчете использованы средневзвешенные значения стоимости норма/часа, сложившиеся для данной группы транспортных средств и рыночные цены на запасные части предъявленного транспортного средства в г. Новосибирске. Результат оценки не предполагал заранее предопределенной величины материального ущерба или стоимости ущерба, определенной в пользу заинтересованных сторон.

При проведении оценки предполагалось, что предоставленная информация является точной и достоверной.

Назначение оценки- возмещение материального ущерба владельцу поврежденного транспортного средства.

В результате проделанной работы были закреплены теоретические знания по дисциплине «Оценка стоимости машин, оборудования и транспортных средств», получены практические навыки расчета ущерба транспортного средства. Также была проведена работа по ознакомлению с нормативными документами, справочной литературой и программными продуктами.

Литература

Список использованных нормативных документов:

1. Стандарты оценки транспортных средств РОО РФ,

2. Методическое руководство по определению стоимости автотранспортных средств с учетом естественного износа и технического состояния на момент предъявления РД 37.009.015 -98 с изменениями №1, №2, №3

3. Методика оценки остаточной стоимости транспортных средств с учетом технического состояния.

Р-03112194-0376— 98

4. Трудоемкость работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей

5. Нормы расхода лакокрасочных материалов для ремонтной окрас­ки автомобилей / НАМИ. 1989г.;

6. Сборник «ПРАЙС –Н» Москва

7. Информационно-методический справочник автоэксперта Выпуск №4. г. Новосибирск 2008.

8. Федеральный закон от 29.07.1998г. № 135-Ф3 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далеезакон об оценочной деятельности);

9. Федеральный закон от 14.11.2002г. № 143-Ф3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации";

10. Федеральный закон от 25 апреля 2002г. № 40-Ф3 "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” (далее именуется законом об ОСГО);

 

Список использованной литературы:

1. Андрианов Ю.В. «Оценка транспортных средств» М. «Дело», 2002 г.

2. В. Рутгайзер «Оценка рыночной стоимости машин и оборудования» М.»Дело», 1998г.

Список использованных программных продуктов:

1. Система «НАМИ Сервис».

2. Система Аудатекс «AudaPen/AudaStation».

Приложение 1

Таблица 1. Коэффициент корректирования износа автомототранспортных средств в зависимости от природно-климатических условий (А1)

Климатическая характеристика региона

Значение коэффициента А1

Сухой

0,90

Умеренный

1,00

Влажный

1,10

Субтропический

1,25

Тропический

1,40

Умеренно холодный

1,10

Холодный

1,25

Очень холодный

1,40

 

Таблица 2. Районирование территории РФ по климатическим условиям

Административно-территориальные единицы (данные Росгидрометеоцентра)

Климат

Якутия, Магаданская обл.

Очень холодный

Бурятия, Карелия, Коми, Тува; Алтайский, Красноярский, Приморский, Хабаровский края; Амурская, Архангельская, Иркутская, КамчАМТСкая, Кемеровская, Мурманская, Новосибирская, Омская, Сахалинская, Томская, Тюменская, Читинская обл.

Холодный

Башкирия, Удмуртия; Курганская, Пермская, Свердловская, Челябинская обл.

Умеренно холодный

Районы морского побережья с шириной полосы до 5 км

Влажный

Остальные районы

Умеренный

 

Таблица 3. Коэффициент корректирования износа автомототранспортных средств в зависимости от экологического состояния окружающей среды по степени агрессивности окружающей среды (А2)

Характеристика района по степени агрессивности окружающей среды

Значение коэффициента А2

Неагрессивная

1,0

Повышенная

1,1

Высокая

1,2

Исключительно высокая

1,3

 

Таблица 4. Районирование территории РФ в зависимости от экологического состояния окружающей среды по степени агрессивности окружающей среды