icon-rss-large

www.price-service.ru |

RSS


Оценка ноу-хау

Заявка на оценку ноу-ха

Оценка стоимости ноу-хау от 10 000 руб

 

Ноу-хау - это информация коммерческого или технического характера, использование которой позволяет увеличивать эффективность бизнеса, является очень важным и достаточно дорогим товаром. Оценка стоимости ноу-хау - оценка совокупности методов, приемов и знаний технического, административно-управленческого или финансового характера, не защищенных государственными патентами или свидетельствами.

Ноу-хау как термин и как продукт коммерческого оборота и объект правового регулирования появился в США, но вскоре вышел на международную арену. В буквальном переводе с английского know-how означает «знать как» (сокращенный  вариант фразы «знать, как это сделать»). Зачастую термин ноу-хау ошибочно употребляют как синоним важной технической новинки.

В современных условиях развития экономики информация коммерческого или технического характера, использование которой позволяет повышать эффективность бизнеса, является весьма значимым и достаточно дорогим товаром. Как необходимый элемент бизнеса, она может занимать важное место в структуре активов компании.

Как объект интеллектуальной собственности, такая информация может являться необходимым элементом всего бизнеса и занимать важное место в структуре активов компании. Оценка стоимости нематериальных активов, включающая в себя оценку стоимости ноу-хау, как некой совокупности методов, приемов и знаний технического, административно-управленческого или финансового характера, не защищенных государственными патентами или свидетельствами, может производится для целей взноса в уставной капитал предприятий, купли-продажи, изменения учетной балансовой стоимости, определения размера капитализации компании и др.

Проблема с ноу-хау заключается в том, что его нельзя зарегистрировать как изобретение, товарный знак или другие виды интеллектуальной собственности. Ведь регистрация изобретения предполагает разглашение сути нововведения как объекта интеллектуальной собственности, что противоречит самому понятию "ноу-хау" (секрет производства).

 Оценка ноу-хау, как объекта нематериальной собственности, осуществляется:

• Для внесения в уставной капитал или вывода из основных фондов;

• В качестве залога, в том числе, и для кредита;

• Для страхования;

• Для решения вопросов компенсации и ущерба в суде;

• Для переоценки;

• Для дооценки;

• Для наследства.

Рыночная оценка ноу-хау осуществима при наличии следующего пакета документов:

1. Правоустанавливающие документы на оцениваемое ноу-хау.

2. Документы, содержащие сведения о наличии обременений, действующих в отношении оцениваемого ноу-хау, в том числе обременение залогом или долговыми обязательствами, наличием лицензионных соглашений, договоров, контрактов и т.д.

3. Документы, устанавливающие количественные и качественные характеристики, и условия хозяйственного использования ноу-хау.

Если Вас интересует оценка стоимости ноу-хау - обратитесь к нам, используя контактную информацию. Звоните, поможем!

Важной частью внешнеэкономических связей является обмен в виде зна­ний, опыта и научно-технической информации. Этот обмен в чистом виде представляет собой ноу-хау.

Ноу-хау (англ. know-how - знаю, как) - комплекс технических знаний и коммерческих секретов.

Ноу-хау технического характера включает:

опытные незарегистрированные образцы изделий, машины и аппараты, отдельные детали, инструменты, приспособления для обработки и пр.;

техническую документацию - формулы, расчеты, планы, чертежи, ре­зультаты опытов, перечень и содержание проведенных научно-исследова­тельских работ и их результаты; расчеты применительно к данному произ­водству или технологии; данные о качестве материалов; учебные планы для подготовки персонала;

инструкции, содержащие данные о конструкции, изготовлении или ис­пользовании продукта; производственный опыт, описание технологий; прак­тические указания по дизайну; технические рецепты, данные по планиро­ванию и управлению производством;

знания и навыки в области бухгалтерской, статистической и финансо­вой отчетности, правовой и экономической работы;

знание таможенных и торговых правил и др.

К ноу-хау коммерческого характера относятся:

адресные банки данных;

картотеки клиентов;

картотеки поставщиков;

данные об организации и эффективности производства, объеме выпуска продукции;

данные по организации сбыта и распространения продукции;

методы и формы рекламы;

данные об обучении персонала и др.

В отличие от секретов производства ноу-хау не патентуется, поскольку в значительной части состоит из определенных приемов, навыков и т.п. Ноу-хау определенного производственного процесса является собственностью того или иного юридического или физического лица и соответственно ста­новится предметом купли-продажи. Как правило, ноу-хау в качестве товара сопутствует продаже патентов и лицензий, являясь как бы продолжением к ним, но может реализовываться и самостоятельно. Приобретение ноу-хау совместно с покупкой лицензии облегчает и удешевляет налаживание про­изводства, обеспечивает более полную передачу секретов производства.

Продажа ноу-хау имеет особенности. Для оценки ноу-хау покупатель должен хотя бы частично ознакомиться с его существом; при этом владелец рискует потерять монополию на ноу-хау, не продав его. В этом случае вла­делец передает для ознакомления сведения, которые не защищены патен­том, исключая ключевые моменты, которые дали бы возможность исполь­зования ноу-хау самостоятельно. Если это невозможно по какой-либо при­чине, сторонам рекомендуется заключать предварительное соглашение на предпродажное ознакомление с ноу-хау. В этом соглашении оговариваются конфиденциальность информации и ответственность в случае использова­ния ноу-хау без его приобретения.

При определении цены ноу-хау необходимо помнить, что она окупится будущей прибылью, которую получит пользователь; в противном случае у него будет меньшая прибыль или не будет ее вообще. Задача упростится, если владелец выполнит технико-экономический расчет для проекта: с ноу-хау и без ноу-хау. В мировой практике цена ноу-хау составляет 5% будущей прибыли, но есть случаи, когда она достигает 20%.

Существует несколько способов оплаты ноу-хау. Основные из них:

1) роялти (англ. royalty - плата за недра, авторский гонорар) - посте­пенные выплаты пропорционально определенным показателям в ходе его использования. Роялти обычно начисляется с привязкой к показателям рос­та прибыли или роста выпуска продукции и т.п. Роялти выплачивается в конце каждого года действия лицензионного соглашения, начиная с момен­та выпуска готовой продукции. Форма расчета от суммы продаж применя­ется тогда, когда реальную прибыль определить сложно. Колебание цен на мировом рынке делает выплату роялти по твердофиксированной ставке до­вольно обременительной. Поэтому при долгосрочных соглашениях приме­няются ставки, дифференцированные по годам;

2) паушальный платеж (нем. - взятый в целом) - единовременный, ого­воренный заранее платеж. Паушальные платежи применяются, когда слож­но спрогнозировать эффект действия ноу-хау или стоимость лицензии не­высокая. Паушальные платежи чаще всего применяются во внепроизводственной сфере. По существу, они представляют собой фактическую цену лицензии. Вознаграждение в виде паушального платежа является капита­лизацией роялти, т.е. его досрочной единовременной выплатой. Он рассчи­тывается по формуле,

 

 

 

где П - паушальный платеж;

Т - срок действия лицензионного соглашения, лет;

t - номер года;

Рt - дисконтированная стоимость предполагаемых роялти в год t;

С - ставка роялти, % от стоимости чистых продаж;

D - годовая стоимость чистых продаж в год t;

n - ставка дисконта, в долях ед.;

3) «кост плас» (англ. cost plus - цена плюс) - выплаты за дополнитель­ные услуги по согласованным расценкам сверх оговоренной цены. Могут применяться также смешанные формы платежей.

Основным признаком ноу-хау является его конфиденциальность, т.е. сек­ретность данной информации. Обычно со временем ноу-хау теряет свою коммерческую ценность и становится доступным широкому кругу лиц.

Коммерциализация ноу-хау широко используется в международной практике. Ноу-хау является самостоятельным объектом лицензионных сде­лок (беспатентных лицензий). Многие компании предпочитают не патенто­вать, а передавать на лицензионных началах в качестве ноу-хау новые изоб­ретения, процессы и методы.

Обеспечение прав владельца ноу-хау зависит прежде всего от четко сфор­мулированных условий контракта (приложение 4).

На практике сложились три основных вида лицензионных соглашений: простая, исключительная и полная лицензия.

По договору простой лицензии лицензиар разрешает на определенных условиях использовать ноу-хау, оставляя при этом за собой право как само­стоятельного использования, так и выдачи аналогичных по условиям ли­цензий другим заинтересованным лицам. Договор простой лицензии широ­ко применяется в тех отраслях, где производимая продукция не поддается точному учету и на нее имеется большой спрос, например при производстве медикаментов, пищевых продуктов и т.п.

По договору исключительной лицензии лицензиату предоставляются пра­ва на использование секретов производства в пределах, оговоренных в со­глашении, и лицензиар уже не может предоставлять аналогичные по усло­виям лицензии другим фирмам. Это, однако, не лишает лицензиара права на самостоятельное использование предмета данной лицензии и на выдачу лицензии другим фирмам на условиях, не противоречащих условиям перво­го соглашения.

По договору полной лицензии лицензиар уступает лицензиату полнос­тью все права на использование секретов производства в течение всего сро­ка действия договора. При этом сам лицензиар в течение этого срока лиша­ется права использования лицензии. Договор полной лицензии применяет­ся обычно в тех случаях, когда лицензиар не располагает возможностями ни для самостоятельного использования изобретения, ни для проведения ком­мерческой работы по реализации изобретения на рынке другим потенци­альным покупателям.

В феврале 1998 г. Российская Федерация присоединилась к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге. Эта Конвенция была при­нята в 1988 г. на конференции в Оттаве представителями 55 государств (Оттавская конференция).

Ее цель - унификация правового регулирования отношений, возникаю­щих в связи с осуществлением сделок международного финансового ли­зинга. Конвенция регулирует те сделки, при которых лизингодатель и ли­зингополучатель находятся в разных странах и срок лизинга оборудования приближается к сроку его амортизации.